Маркетплейсы занимают большую нишу в сфере торговли. На этих площадках представлены сотни продавцов (селлеров), которые предлагают пользователям однотипные, либо вовсе одинаковые товары. Нередки и конфликты, нарушение авторских прав на маркетплейсах: незаконное использование (фактически кража) фотографий, видео, рисунков, описаний товаров в карточках. В результате, продавцы, честно создавшие презентацию товара, или заплатившие за это деньги, теряют покупателей и доход. Защитить свои права они могут через суд, взыскав с нарушителей изрядную сумму в виде материальной компенсации.
Что является нарушением авторских прав
Фотограф, сделавший фотографию товара, коллаж, комбинированное изображение, автор описания товара обладают неотъемлемым правом авторства на свои произведения с момента их создания. Без разрешения автора:
-
в них нельзя вносить изменения;
-
их нельзя использовать в коммерческих целях;
-
под ними нельзя ставить чужое имя.
Все перечисленные действия — нарушение авторских прав, в том числе на маркетплейсе, где авторские работы предназначены для рекламы товара на торговой площадке. С ними неразрывно связаны имущественные (эксклюзивные, исключительные) права на коммерческое использование созданных объектов. Исключительные права могут быть переданы на определенных условиях, проданы по договору или предоставлены в пользование по лицензии. Их владелец является правообладателем на произведение.
Меры ответственности для нарушителей
Защита авторских прав предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством. Нарушитель, вина которого доказана, может понести следующее наказание.
-
В порядке ст. 7.12 КоАП РФ за незаконное использование чужих авторских материалов с коммерческой целью предусмотрено наложение штрафа на граждан до 2 тыс. рублей, на должностных лиц — до 20 тыс. руб. (к ним относятся и ИП), на юридических лиц — до 40 тыс. руб.
-
Согласно ст. 1301 ГК РФ с нарушителя может быть взыскан ущерб или материальная компенсация в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей. Размер определяет суд, исходя из обстоятельств дела и рыночных цен на объекты интеллектуальных прав.
-
Ст. 146 УК РФ штраф в размере до 200 тыс. рублей или дохода за 1,5 года, принудительные, исправительные работы, либо лишение свободы на срок до 2-х лет.
Комментирует нотариус города Москвы Колганов И. В.:
Таким образом, за нарушение авторских прав на маркетплейсе можно понести достаточно серьезное наказание. Как показывается практика последних лет, правообладатели все чаще используют свое право на защиту авторства и добиваются возмещения нанесенного им вреда.
Кому предъявлять претензию за нарушение?
Это первый вопрос, возникающий у правообладателя, автора контента или продавца, когда они обнаруживают, что карточка с изображение и описанием их товара беззастенчиво используется другим продавцом. Нарушителем, безусловно, является лицо, незаконно разместившее чужое авторское произведение. Наравне с ним авторское право нарушает и информационный посредник — сайт, который предоставил доступ к украденному контенту, то есть маркетплейс.
Разумеется, предъявить иск к владельцу большого и богатого маркетплейса проще, чем искать продавца-нарушителя, которого, кроме прочего, защищает закон о персональных данных. Однако здесь есть нюансы. Согласно ст. 1253.1 ГК РФ, информационный посредник несет ответственность только при наличии вины, которая считается доказанной при выполнении двух условий:
-
он знал о допущенном нарушении, например, правообладатель направил ему претензию;
-
он не принял мер по устранению выявленного нарушения, несмотря на свою осведомленность.
Если перечисленные условия отсутствуют, вряд ли удастся привлечь маркетплейс к ответственности. Показательным является решение СИП (суд по интеллектуальным правам) от 31.08.2022 по делу № А41-47401/2021, где рассматривалась жалоба на нарушение авторских прав Вайлдберриз, как посредника, организующего доступ к товарам нарушителя.
ООО «Восьмая заповедь», управляющий правами на фотографии, сделанные автором Б., предъявило иск к Wildberries с требованием оплатить 1 млн рублей компенсации и судебные издержки, так фотографии незаконно использовались другим селером. Вопрос о нарушении авторских прав на Вайлдберриз был рассмотрен администрацией. Нарушивший по мнению истца закон, продавец К. предоставил юристам маркетплейса доказательства того, что фото были выкуплены непосредственно у автора. Суд счел принятые меры достаточными для доказательства отсутствия вины в нарушении авторских прав на ВБ, иск был отклонен.
Какие меры применяют к нарушителям маркетплейсы
Как правило, маркетплейс на этапе подключения к договору очередного селера, не проверяет наличие у него авторских прав на маркетинговые материалы, с помощью которых оформлена карточка. Это практически невозможно, учитывая количество продающихся товаров. Они идут по пути прецедента: меры к нарушителям применяются после получения претензии правообладателя, указавшего на нарушение.
Владельцы сайтов применяют разные меры для защиты авторских прав на маркетплейсе.
-
Вайлдберриз после получения претензии о нарушении авторских прав проводит разбирательство, и согласно публичному договору (оферте) вправе наложить на нарушителя штраф в размере 25 тыс. рублей за каждую незаконно скопированную карточку товара.
-
Озон за нарушение авторских прав не штрафует, но предоставляет правообладателю персональные данные нарушителя. Подписывая договор-оферту, продавцы (оференты) дают согласие на такое действие в определенных обстоятельствах. Автор может предъявить претензию непосредственно нарушителю, а если реакции не последует, можно подавать иск в суд.
-
На Авито нарушение авторских прав встречается регулярно, и при получении претензии правообладателя с соответствующими доказательства, администраторы сайта блокируют объявления, где обнаружено нарушение авторских прав.
Нужна помощь с оформлением защиты авторских прав на маркетплейсах?
Свяжитесь с нами удобным Вам способом или воспользуйтесь системой онлайн записи
Онлайн-запись
Колганов Игорь Владимирович Нотариус города Москвы
Как получить материальную компенсацию через суд
Согласно ст. 1301 ГК РФ одним из способов защиты авторских прав является гражданский иск с требованием возместить нанесенный кражей материалов ущерб, а если подсчитать его невозможно — выплатить денежную компенсацию. Ее максимальный размер установлен законом в 5 млн рублей.
При обращении в суд автор должен заранее подготовить доказательства того, что:
-
спорные фото, видео, текст создал именно он, ему принадлежат авторские и исключительные права на эти произведения;
-
его авторские материалы были использованы для рекламы товаров в маркетплейсе с коммерческой целью.
Комментирует нотариус города Москвы Колганов И. В.:
Первая группа доказательств основана на представлении правообладателем исходных файлов с фотоаппарата, договоров изготовления авторских материалов по заказу, их продажи, предоставления в пользование по лицензии. Также доказывается факт оплаты оказанных услуг и материалов.
Доказать факт незаконного использования произведений можно с помощью нотариуса. Истец обращается к нему с заявлением, где просит обеспечить доказательства для суда. Нотариус проводит осмотр указанного заявителем ресурса, фиксирует все увиденное, делает скриншоты и фотографии. Затем он составляет протокол осмотра доказательств нарушения авторских прав в маркетплейсе, заверяет его своей подписью и печатью. Этот протокол предъявляется в суд и имеет юридическую силу даже в том случае, если нарушитель удалит незаконно используемые фото и текст.
В нашей нотариальной конторе можно в любой будний день недели до 20.00, а также в субботу до 17.00 вечера получить консультацию по вопросу защиты авторских прав в маркетплейсе, изготовить протокол осмотра доказательств. Записаться на удобное время можно по телефону, электронной почте, WhatsApp или через форму онлайн-записи.