Маркетплейсы занимают большую нишу в сфере торговли. На этих площадках представлены сотни продавцов (селлеров),  которые предлагают пользователям однотипные, либо вовсе одинаковые товары. Нередки и конфликты, нарушение авторских прав на маркетплейсах: незаконное использование (фактически кража) фотографий, видео, рисунков, описаний товаров в карточках. В результате, продавцы, честно создавшие презентацию товара, или заплатившие за это деньги, теряют покупателей и доход. Защитить свои права они могут через суд, взыскав с нарушителей изрядную сумму в виде материальной компенсации.

Что является нарушением авторских прав

Фотограф, сделавший фотографию товара, коллаж, комбинированное изображение, автор описания товара обладают неотъемлемым правом авторства на свои произведения с момента их создания. Без разрешения автора:

  1. в них нельзя вносить изменения;

  2. их нельзя использовать в коммерческих целях;

  3. под ними нельзя ставить чужое имя.

Все перечисленные действия — нарушение авторских прав, в том числе на маркетплейсе, где авторские работы предназначены для рекламы товара на торговой площадке. С ними неразрывно связаны имущественные (эксклюзивные, исключительные) права на коммерческое использование созданных объектов. Исключительные права могут быть переданы на определенных условиях, проданы по договору или предоставлены в пользование по лицензии. Их владелец является правообладателем на произведение.

Меры ответственности для нарушителей

Защита авторских прав предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством. Нарушитель, вина которого доказана, может понести следующее наказание.

  • В порядке ст. 7.12 КоАП РФ за незаконное использование чужих авторских материалов с коммерческой целью предусмотрено наложение штрафа на граждан до 2 тыс. рублей, на должностных лиц — до 20 тыс. руб. (к ним относятся и ИП), на юридических лиц — до 40 тыс. руб.

  • Согласно ст. 1301 ГК РФ с нарушителя может быть взыскан ущерб или материальная компенсация в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей. Размер определяет суд, исходя из обстоятельств дела и рыночных цен на объекты интеллектуальных прав.

  • Ст. 146 УК РФ штраф в размере до 200 тыс. рублей или дохода за 1,5 года, принудительные, исправительные работы, либо лишение свободы на срок до 2-х лет.

Комментирует нотариус города Москвы Колганов И. В.:

Таким образом, за нарушение авторских прав на маркетплейсе можно понести достаточно серьезное наказание. Как показывается практика последних лет, правообладатели все чаще используют свое право на защиту авторства и добиваются возмещения нанесенного им вреда.

Кому предъявлять претензию за нарушение?

Это первый вопрос, возникающий у правообладателя, автора контента или продавца, когда они обнаруживают, что карточка с изображение и описанием их товара беззастенчиво используется другим продавцом. Нарушителем, безусловно, является лицо, незаконно разместившее чужое авторское произведение. Наравне с ним авторское право нарушает и информационный посредник — сайт, который предоставил доступ к украденному контенту, то есть маркетплейс.

Разумеется, предъявить иск к владельцу большого и богатого маркетплейса проще, чем искать продавца-нарушителя, которого, кроме прочего, защищает закон о персональных данных. Однако здесь есть нюансы. Согласно ст. 1253.1 ГК РФ, информационный посредник несет ответственность только при наличии вины, которая считается доказанной при выполнении двух условий:

  1. он знал о допущенном нарушении, например, правообладатель направил ему претензию;

  2. он не принял мер по устранению выявленного нарушения, несмотря на свою осведомленность.

Если перечисленные условия отсутствуют, вряд ли удастся привлечь маркетплейс к ответственности. Показательным является решение СИП (суд по интеллектуальным правам) от 31.08.2022 по делу № А41-47401/2021, где рассматривалась жалоба на нарушение авторских прав Вайлдберриз, как посредника, организующего доступ к товарам нарушителя.

ООО «Восьмая заповедь», управляющий правами на фотографии, сделанные автором Б., предъявило иск к Wildberries с требованием оплатить 1 млн рублей компенсации и судебные издержки, так фотографии незаконно использовались другим селером. Вопрос о нарушении авторских прав на Вайлдберриз был рассмотрен администрацией. Нарушивший по мнению истца закон, продавец К. предоставил юристам маркетплейса доказательства того, что фото были выкуплены непосредственно у автора. Суд счел принятые меры достаточными для доказательства отсутствия вины в нарушении авторских прав на ВБ, иск был отклонен.

Какие меры применяют к нарушителям маркетплейсы

Как правило, маркетплейс на этапе подключения к договору очередного селера, не проверяет наличие у него авторских прав на маркетинговые материалы, с помощью которых оформлена карточка. Это практически невозможно, учитывая количество продающихся товаров. Они идут по пути прецедента: меры к нарушителям применяются после получения претензии правообладателя, указавшего на нарушение.

Владельцы сайтов применяют разные меры для защиты авторских прав на маркетплейсе. 

  • Вайлдберриз после получения претензии о нарушении авторских прав проводит разбирательство, и согласно публичному договору (оферте) вправе наложить на нарушителя штраф в размере 25 тыс. рублей за каждую незаконно скопированную карточку товара.

  • Озон за нарушение авторских прав не штрафует, но предоставляет правообладателю персональные данные нарушителя. Подписывая договор-оферту, продавцы (оференты) дают согласие на такое действие в определенных обстоятельствах. Автор может предъявить претензию непосредственно нарушителю, а если реакции не последует, можно подавать иск в суд.

  • На Авито нарушение авторских прав встречается регулярно, и при получении претензии правообладателя с соответствующими доказательства, администраторы сайта блокируют объявления, где обнаружено нарушение авторских прав.

Как получить материальную компенсацию через суд

Согласно ст. 1301 ГК РФ одним из способов защиты авторских прав является гражданский иск с требованием возместить нанесенный кражей материалов ущерб, а если подсчитать его невозможно — выплатить денежную компенсацию. Ее максимальный размер установлен законом в 5 млн рублей.

При обращении в суд автор должен заранее подготовить доказательства того, что:

  1. спорные фото, видео, текст создал именно он, ему принадлежат авторские и исключительные права на эти произведения;

  2. его авторские материалы были использованы для рекламы товаров в маркетплейсе с коммерческой целью.

Комментирует нотариус города Москвы Колганов И. В.:

Первая группа доказательств основана на представлении правообладателем исходных файлов с фотоаппарата, договоров изготовления авторских материалов по заказу, их продажи, предоставления в пользование по лицензии. Также доказывается факт оплаты оказанных услуг и материалов.

Доказать факт незаконного использования произведений можно с помощью нотариуса. Истец обращается к нему с заявлением, где просит обеспечить доказательства для суда. Нотариус проводит осмотр указанного заявителем ресурса, фиксирует все увиденное, делает скриншоты и фотографии. Затем он составляет протокол осмотра доказательств нарушения авторских прав в маркетплейсе, заверяет его своей подписью и печатью. Этот протокол предъявляется в суд и имеет юридическую силу даже в том случае, если нарушитель удалит незаконно используемые фото и текст.

В нашей нотариальной конторе можно в любой будний день недели до 20.00, а также в субботу до 17.00 вечера получить консультацию по вопросу защиты авторских прав в маркетплейсе, изготовить протокол осмотра доказательств. Записаться на удобное время можно по телефону, электронной почте, WhatsApp или через форму онлайн-записи.